Кельтский крест.
Крест, обведенный кругом, получил свое название от кельтских
племен, т.к. именно от них пришел к нам этот символ.
Знак этот состоит как бы
из двух частей креста и круга, расположенного чуть позади. Крест, понятно,
изображает распятие Христа, а круг представляет собой так называемое "Солнце
Веры" незатменный свет веры в Бога. Кроме того, круг обозначает еще и
непосредственно Господа, "ибо, как учит Священное Писание, Господь Бог есть
солнце".
Сейчас многие неоязычники свободно используют Кельтский Крест для
собственных целей. Однако же существуют много исторических примеров, что этот
знак бесспорно христианский. Любой ирландский священник католик без колебаний
скажет вам об этом. Для них Кельтский Крест является символом вечности, которая
подчеркивает безграничность любви Бога, как показано через его жертву на кресте.
Он может сказать, что круг - ореол, а может, что круг символизирует бесконечную
тайну распятия и воскресения Христа. Для них это символ надежды на
спасение.
Сходство Кельтского Креста и древних символов, таких как символы
Солнца и Свастики довольно твердо устанавливало понятие, что эти до-христианские
символы были прототипами христианского Кельтского Креста.
Многие принимают
любое деление круга на четыре части за Кельтский Крест - захоронения времен
неолита в Ньюгранже или всемозможные стоящие камни. Примеры подобные этим могут
ввести в заблуждение, что Кельтский Крест - древнее христианства и очевидно один
из первых языческих символов. Кельтскому христианину начала 20-го столетия
языческие корни Кельтского креста казались шуткой, розыгрышом и вызывали
удивление.
На самом же деле это древний языческий символ солнца помещенный на
крест. А крест - это тоже украденный христианами солярный символ. Он почти как и
свастика, только без отходящих лучей. Археологические данные свидетельствуют о
том, что крест как символ почитали еще в верхнем палеолите. Крест символ
жизни, неба и вечности. Также, правильный (равноконечный) крест символизирует
принцип соединения и взаимодействия двух начал: женского (горизонтальная черта)
и мужского (вертикальная). Также кресты разделяют на прямой, то есть имеющий
горизонталюную и вертикальную черты и косой, имеющий две диагональные черты,
причем прямой крест олицетворяет мужское агрессивное творческое начало, косой
более мягкое творческое начало. Прямой крест также может служить примитивной
моделью Мирового Древа, где вертикальная черта Мировое Древо, а
горизонтальная мир Яви. Соответственно, крест со сдвинутой вверх
горизонтальной чертой будет обозначать расположение мира Прави на Древе, вниз
мира Н
ави. Естественно, эти кресты будут иметь соответственное магическое
значение.
Кельтский крест символизирует уникальное сочетание христианства и
древней индоевропейской традиции. Крест в круге - древнейший символ жизни и
мироустройства - встречающийся повсюду от Индии до Норвегии, тем не менее стал
эмблемой именно кельтского мира - Ирландии, Шотландии, Уэльса. Христианство,
принесённое монахами - миссионерами в Ирландию ещё в 4 веке, впитало в себя всё
богатство и красоту древней кельтской культуры: мифы и легенды, элементы
искусства, тайные знания друидов. Кельтский крест - символ мудрости и гармонии,
связующее звено между прошлым и настоящим, эмблема кельтской культуры и всей
северноевропейской традиции.
В своих миссионерских походах кельты достигали
Скандинавии, Германии, стран Балтии. Донесли они Слово Божье и до Руси, посетив
в конце первого тысячелетия н.э. Великий Новгород, и принеся с собой свой крест,
очерченный кругом. До сих пор в Православной символике существует такое понятие,
как "новгородский крест", представляющий собой ни что иное, как стилизованный
кельтский крест.
Есть в Православной Церкви и другой знак, весьма
напоминающий "кельт", но имеющий совершенно иные корни. Это так называемый
круглый крест или "нахлебный". По древнему обыкновению, как свидетельствуют
Гораций и Марциал, христиане надрезали выпекаемый хлеб крестообразно, чтобы было
легче его ломать. Но еще задолго до Иисуса Христа сие было на Востоке
символическим прообразованием: надрезаемый крест, разделяющий целое на части,
соединяет их употребивших, исцеляет разделенность.
Такие круглые хлеба
изображены, к примеру, на надписи Синтрофиона разделенными на четыре части
крестом, а на надгробии из пещеры святой Лукины разделенными на шесть частей
монограммой III века. В прямой связи с Таинством причащения на потирах, фелонях
и других вещах изображали хлеб как символ Тела Христова, преломляемого за
человеческие грехи. Сам же круг до Рождества Христова изображался как
неолицетворенная еще идея бессмертия и вечности. Ныне же принято считать, что
сам "Сын Божий есть бесконечный круг, по слову святого Климента
Александрийского, в коем все силы сходятся".
Кроме того, существует еще так
называемый крест "терновый венец" (рис. 3), в котором так же присутствует
изображение круга. Изображение креста с терновым венцом употребляется на
протяжении многих веков у разных принявших христианство народов.