Здравствуйте, рад приветствовать вас во второй лекции алхимического цикла, ну не будем откладывать дело в долгий ящик и сразу же приступим непосредственно к обучению, итак...
"Святая святых"
алхимической теории символизма -
царственный брак мужского и женского начал:
"Короля" и "Королевы", "Солнца"
и "Луны", "серы" и "ртути."
Согласно логике алхимического
символизма, "философская сера" (а "философы"
в алхимической традиции - это адепты
Священного Искусства Алхимии) - носитель
духовности, активного Божественного начала.
Символом Серы является следующий знак:
Треугольник, с крестом, который нисходит из
основания треугольника. Этот символ
можно истолковать, как божественное (треугольник),
которое воплощено в материи(крест), т.к.
треугольник это символ божественного
начала, а крест воплощение материального
бытия. А так же символ Серы является
символом снисхождением алхимической
триады на землю.
Далее идет ртуть, тоже
философская, в алхимическом символизме
белая, текучая, лунная субстанция. Ртуть это
женский символ, так называемое "Божественно
Молоко." Ртуть- идеальное вещество
связывающее Дух и Тело в единое целое путем
примирения в себе противоположностей Духа
и Тела , и служит принципом единства всех
трех планов Бытия, то есть ртуть есть символ
единения Серы, Соли и, собственно, Ртути.
Знак Ртути несет в себе идею священного
брака - круг Солнца и полумесяц Луны
соединяются на кресте материи.
Сера и ртуть рассматриваются как
отец и мать металлов. При их соединении
образуются различные металлы. Сера
обуславливает изменчивость и горючесть
металлов, а ртуть твердость, пластичность и
блеск. Алхимики изображали эти два принципа
то в виде алхимического андрогина, в виде
двух драконов или же змей кусающих друг
друга. Сера изображалась бескрылой змеей,
ртуть же крылатой. Если алхимику удавалось
соединить оба принципа то он получал
первоматерию.
Существует и третья первооснова,
Соль и Квасцы, символом этого вещества
является окружность, нижняя часть, которой
представлена в виде половины
восьмиконечной звезды, так вот эта
первооснова является символом единения
божественной сущности и человека, т.к.
восьмиконечная звезда это символ богини
Исиды, Афродиты, следовательно этот символ
можно истолковать и как в посвящение в
тайны божественного.
В алхимической теории
используется и четвертый элемент, который
однако не является сущностью богов, это
Тайный Огонь- реагент с помощью которого
надо было воздействовать на первовещество
с целью получения Философского Камня.
Без условно, эти символы не
исчерпывают многообразия символов алхимии,
но в классической алхимии использованы
больше словесные описания, и даже в
трактатах одного и того же автора, в одном и
том же произведении одни и те же
алхимические символы могут трактоваться и
описываться по разному.
В средневековых же произведениях
было использовано огромное многообразие
графических символов: Единорог,
например, символизирует чистую ртуть, "матерь
металлов"; Феникс(Phoenix) означает
воскресение; лев - символ Солнца;
андрогинная фигура указывает на плод
алхимического брака - восстановление
райской целостности души человека (соединение
мужских и женских "половинок", по
гипотезе Платона). Возможно, введение этих
символов Священного Искусства в
средневековые трактаты было новой фазой
"материальной" фиксации прежде
изустных образов.
Вот и закончилась очередная лекция, теперь идем за домашними заданиями!
Домашнее задание:
1) Как
всегда: Почему в алхимической
символике именно Hg и S являются прародителями
металлов?
2) Опять как всегда, но уже ваше
творчество: расскажите почему обилие
графики в алхимических трактатах появилось
только в средние века?
3) А вот теперь логика: Почему
алхимики в своих трактах использовали
различные обозначения для одних и тех же
элементов?
А
вот четвертый вопрос на логику, внимание и
понимание, поэтому те кто и на него ответят
получат по 12 баллов:
4) ЗАЧЕМ алхимики в
своих трактах использовали различные
обозначения для одних и тех же элементов?
Готовые работы высылать
сюда,
вопросы можете задать
здесь.